Сочинению — ДА!

shkola-86

«У всех, кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература. Скажите, пожалуйста, на каком основании какая-то группа чиновников лишает законных наследников этого наследства?»
Наталия Солженицина
 
3 декабря 2014 г. выпускники  школ, впервые за пять лет, проходят пробное испытание – итоговое сочинение по русскому языку и литературе.
 
Скажу сразу: я не эксперт, это моё сугубо личное мнение по данному вопросу. Мой ребёнок давным-давно вырос, но у меня есть маленькие воспитанники, с которыми я каждый день встречаюсь, общаюсь, «читаю лекции по поведению» и т. д.

 
Да простят меня учителя-словесники, сегодняшнее образование в области литературы и русского языка оставляет желать лучшего…
 
У меня с детьми есть такая «фишка» — перед тренировкой в воде одевать им силиконовую шапочку на голову (сами прекрасно умеют это делать, но ведь сам процесс: «А поболтать?!»). Что я слышу? – «Пык-мык». Абсолютно не умеют говорить, формулировать и  излагать свои мысли (а ведь многие из них учатся на «отлично» и «хорошо»).
 
Договорились действовать по-другому. Прежде чем подойти ко мне и что-то рассказать, хорошенько «в голове» проговорить это и оформить в чёткий, быстрый рассказ. Не получается!
 
Что это? Малый словарный запас или скудное мышление?
 
Конечно, и с родительских плеч нельзя снимать такую ответственность, как речевая грамотность ребёнка, на школу всё не скинешь. Порой наблюдаю за молодыми мамами, как они разговаривают со своими чадами, и в ужас прихожу. 
 
У нас в бассейне организованна группа «Малышок», мамочки с детишками совместно оздоравливаются, привыкают к водичке, закаливаются.  Иногда просятся выйти ко мне на бортик, показать своему малышу  большой бассейн, посмотреть на более взрослых спортсменов, как плавают, как тренируются.
 
Что вижу и что слышу? Ничего. В основном всё молчком. Только: «Посмотрел? Пошли». А ведь сколько образов можно было бы создать при такой красивой картинке в маленькой головушке.
 
Помню свой первый набор – дети 1992-1993 г.р. Много сборов, соревнований на выезде по другим городам. Готовлю списки необходимых вещей, «обязательной программой» выступает книга. Любая. Авторитет тренера непоколебим – все берут (на свой вкус и интерес). Между тренировками – тихий час, не хочешь спать – читай, так и приучались потихоньку (благо в то время у большинства не было ни телефонов, ни  планшетов и т.п.).
 
А потом появились они – «Аськи»… До сих пор вспоминаем с ними, смеёмся. А тогда было не до смеха, была «война». Где бы не находились (на трибуне, в столовой, в гостинице, по дороге домой, разве что в воду с собой не брали) постоянно в руках телефон и уткнутый в него нос. Как маленькие «зомбики».
На все мои вопросы один ответ: «Мы общаемся». Один раз «подсмотрела» это общение: «Чё делаешь»? «Иду». «А ты чё»? «Кроссовок завязываю». И так весь день, в свободное от тренировок время. Между собой «вживую» – общения ноль. Какая тут книга – некогда…

698718
 
Или, в Липецке, на соревнованиях повела детей в зоопарк – много эмоций, радости от общения с обезьянками. Всем понравилось. Тут же договорились, что во всех подробностях и красках расскажут родителям. Рассказать сумели немногие, и родители звонили мне, расспрашивая, как мы проводили свободное время.
 
Одно радовало – любили слушать мои «байки», этого уж не отнять…
Нынешние детки и этого не хотят, всё бегут, торопятся. Как-то при очередной беседе с детьми обратила внимание на Сашу. Вижу, что слова мои до него не доходят, уходят как в пустоту, нервничает, просится домой. Спросила: «Саша, ты торопишься? Может быть проголодался после тренировки? Или уроки надо учить?». Ответ: «В игру на компе не доиграл». Какой там бассейн, какое общение с друзьями? Все мысли про «войнушку»…
 
На днях посмотрела ролик с «You tube» как мальчик второклассник учил четверостишие: «Травка зеленеет, солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит». Мучался, мучался, запомнить не может, в конечном итоге – отборный мат (учительница плохая, много задаёт). Осадочек остался  до тошноты (химиотерапию проходить не надо).
 
А нам с ребёнком очень повезло с учительницей начальных классов. Помню всю первую четверть мы только и занимались в свободное время, что учили стихотворения (любые, какие нравятся, хоть четверостишия). У учительницы была заведена тетрадочка учёта, где отмечалось количество прочитанных стихотворений у каждого ученика. Каждый из учеников в любое время (до уроков, после уроков, на переменках)  мог подойти и прочитать стихотворение. Как тогда она нас всех подстегнула (родителей в том числе), вплоть до спортивного интереса. К концу четверти, по-моeму, ни у одного ребёнка не возникало проблем с запоминанием.
 
Поэтому я двумя руками за возврат сочинения. Появляется маленькая надежда, что падение уровня нашей всеобщей грамотности наконец-то остановится. По данным статистики наша страна из числа развитых стран (32) по детскому чтению занимает 28-е место.
 
Очень нужно, что бы дети читали!
Как редко сейчас увидишь молодую мамочку с ребёнком в книжном магазине, увлечённо рассматривающих и покупающих  детские книжки. Сколько только моих друзей и знакомых избавились от своих библиотек, мотивируя тем, что от них много пыли, что современные электронные приспособления экономят место и не пылятся, как книги.
Очень много зависит от нас, родителей. Форматы нынешней жизни таковы, что оставляют всё меньше сил и времени на общение со своими детьми. Достаточно обычной является ситуация, когда мы, будучи замотаны решением каждодневных проблем, всё чаще отмахиваемся от своих детей со всем их «почемучканьем» и более взрослыми вопросами.
А ведь наши дети очень любят повторять поступки взрослых. Вспомните, когда вы последний раз читали книгу? В основном все наши вечера проходят перед телевизором или компьютером. И если уж нас, взрослых, не оттянуть от них, тогда что говорить о ребёнке?
Только личным примером мы можем выровнять эту ситуацию. Мы всё уповаем на школу, где «всему должны научить». Но я по-прежнему остаюсь при своём мнении: только семья, только мы, родители, в ответе за наших детей, за их воспитание, образование, привычки.
Всё бывает в этой жизни. Что-то зависит от нас, а на что-то мы не можем повлиять. Но, думаю, в наших силах привить ребёнку привычку читать и общаться, разговаривать. Конечно, не возможно уже представить жизнь сегодняшних детей без компьютера или смартфона, или других гаджетов. Но нужно сделать так, чтобы они были помощниками, а не вредителями в вопросе образования и, в частности, грамотности письма и речи.
Ведь можно, не записываясь в библиотеку, открыть любую книгу любого автора и прочитать её в интернете.
Главное, чтобы было желание читать, а не только «воевать с монстрами» и подбивать танки или самолеты на экране монитора.
Чтобы ребёнок радовался, переживал, страдал и  удивлялся вместе с героями произведений великих русских писателей, а не только по поводу прохождения-непрохождения очередного «квеста» или получения-неполучения «бессмертия».

за компом
Поэтому, я двумя руками за возвращение в экзаменационную программу итогового сочинения. Не прочитав «Горе от ума» или «Войну и мир», не возможно будет раскрыть в сочинении образы и описать замысел писателей. Это не галочку поставить – угадал-не угадал. Вот тогда, как мне кажется, и научатся наши дети мыслить и говорить.
 
Заканчивается  день новостями. Вижу заголовки в средствах массовой  информации: «Путин придумал…», «Проверка путинских сочинений…». (Создаётся впечатление, что одному президенту нужна грамотность в России). Много рассуждений на  тему сочинения, много недовольных, особенно среди учителей-словесников, чиновников разного уровня.
Учителя сетуют на дополнительную нагрузку, чиновникам тоже что-то не нравится.  Мне кажется, что таким «недовольным» нужно смотреть ролик с мальчиком-второклассником («…Ласточка с весною в сени к нам летит…») и не смеяться, а плакать.
 
 
Закончить хочу словами Василия Ключевского:
 
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Метки статьи: , ,

Comments (2)

  • Мария

    |

    Все верно, ничего не добавишь. Только вот на учителей, к сожалению, надежды совсем никакой нет. Главное, что от них требуется — не навредить. Позавчера наблюдала картину на новогодней елке для детских домов: воспитатели вместо того, чтобы заниматься с детьми, показывать им что-то интересное, вручили детям свои мобильные и позировали перед ними, а те фотографировали. Видимо, пришло время обновить свои странички в «одноклассниках»)) И в школах пруд пруди таких «педагогов». Профессионалов — единицы.

    Ответить на данный комментарий

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.