Школьные годы чудесные или Как развить комплекс неполноценности у ребёнка

Ребенок — не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца.
Ребенок — это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха.
Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство!

             Януш Корчак

И снова мои размышления.
Как часто вы вспоминаете школу, свой класс, учителей, одноклассников? У меня есть хороший пример – мой муж, который до сих пор дружит со своими одноклассниками, мы встречаемся по праздникам, да и просто дружим семьями. И как-то все сблизились на столько, что некоторые уже  путаются: училась я в их классе или нет.

А вот у меня, к огромному сожалению, не получилось подружиться со школой.
Начальная школа. Учительница первая моя – Зак Ольга Иосифовна, только тёплые воспоминания. Почему-то, когда вспоминаю её, хочется улыбаться. Настолько светлый и добрый человек.

Среднее звено. Тут уже посложнее…
Физрук вне конкуренции…
Я у него, по-моему, была «палочкой-выручалочкой». Участвовала во всех соревнованиях, где только можно. В 5 классе наравне со старшеклассницами играла в баскетбол за школу. Для устрашения он меня что ли ставил? Как зверь носилась по площадке, не зная ни одного правила. Отдать должное, уроки проводил очень интересно, редко кто из детей «косил» и отсиживался на скамейке.

Учительница истории, она же завуч по внеклассной работе.
Никак не могла  простить мне  потасовку с её сыном. Я  не помню, что мы тогда не поделили, но разнимали нас конкретно, как боксёров по разным углам. Вот уж стукнула по рукам, так стукнула. На уровне своего детского подсознания я, конечно, ощущала весь негатив, направленный в мою сторону, но к уроку готовилась очень тщательно. «Педагогом» по всей видимости, она была «хорошим» – раз сумела внушить  мне отвращение к истории. С её подачи я ощущала себя полной «дебилкой»  на уроках истории.

Ну и самое интересное – старшие классы.
Можно так сказать – расцвет моей спортивной карьеры. Сборы, соревнования. В Самаре создаётся Центр Олимпийской подготовки. Всех ведущих спортсменов области собирают в одну команду, на базе СКА ВВС: живём в гостинице, прикреплён автобус, усиленное питание и, соответственно, учимся в одной школе.

А вот школа-то попалась особенная,  и конкретно 9А класс, где учились дети «всякокомовских» работников, и мы – две «непутёвые» спортсменки. Подружиться с классом не получилось, учились на бегу, в перерывах между сборами и соревнованиями, да и с одноклассниками по интересам не сошлись.

Две белые вороны. Как же мы раздражали нашу классную «маму», начиная с внешнего вида (постоянно волосы недосушенные после тренировки). Двойки раздавала налево и направо. Сидишь на подоконнике во время перемены – «двойка», посмотрела в окно – «двойка», забыла тетрадку – «двойка». И постоянное — «Посадили на мою голову».

Как-то весь сентябрь были на сборах на Красной поляне, по приезду сдали дневники на проверку. Открываем – огромными буквами написано «Поведение за сентябрь – «два». Спрашиваем: «За что? Нас же не было в школе». Она, не растерявшись нисколечко: «Аванс. В следующий раз всё равно получите».

Причём, наши одноклассники уже во всю фарцевали и курили в школьных туалетах.
Но даже при таком раскладе учились мы хорошо (школу закончила с тремя четвёрками, остальные – пятёрки).
Казалось бы, столько лет прошло, а всё помнится до мелочей. Значит, засела заноза в моём сердце…

Если бы не успехи в спорте, если бы не уверенность в своих силах, в своей самооценке – спокойно могли бы заполучить  «комплекс дурачка». Это когда ребёнку твердить постоянно «дурачок, дурачок», он, и вправду, будет чувствовать себя дурачком.

Сколько помню своих родителей, в то время их больше волновал вопрос: «Как дела?», а не «Какие отметки у тебя в школе?» Пятёрка, четвёрка – нормально, ну а троечку – может, попробуешь исправить. В те времена не было столько информации о педагогике, о  правильном воспитании детей. Они действовали чисто интуитивно, возможно, где-то копировали своих родителей.

Мама. Сколько же ей доставалось на  родительских собраниях…
Начиналось с наших пропусков уроков без уважительной причины (уважалась только болезнь, но не тренировки-сборы-соревнования) и заканчивалось тем, что с нашим приходом «дисциплина в классе резко упала, участились пропуски занятий, дети неуправляемы»  и т.д.

Но что бы там не происходило, я всегда ощущала со стороны мамы  моральную поддержку, доверие, веру в меня и  в мои возможности.

Конечно, глупо было бы обвинять только школу и учителей, которые «тюкают» наших детей. Ведь мы, родители, так любим своих детей и так хотим ими гордиться, что порой забываемся, предъявляя к ним очень завышенные требования. Ребёнок постоянно что-то должен: и самостоятельно делать уроки, и всегда слушаться, и мыть посуду, и посещать секции (у некоторых моих детей до 4-х кружков и секций). А какая нагрузка в школе!

К сожалению, многие родители выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости в школе, забывая о том, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания, ответственность ребёнка, его трудолюбие и стремление к получению новых знаний.

Я во время детских соревнований по плаванию, часто наблюдаю картину, как родители впадают в «раж». Ребёнок не оправдал их ожидания: «И зачем я тебя вожу в этот бассейн, как ты плыл, в дорожку врезался. А вот, Ваня, какой молодец, не то, что ты». Сами истерят и ребёнка доводят до слёз.

Вот и получается, в школе налево-направо отметки «2». Для учителя это просто цифра «2», для ребёнка диагноз: он плохой и недостойный, и это окончательно расстроит родителей. В бассейне тоже неудача, медаль не получил. Отсюда у ребенка переживания и  неуверенность в себе. Надо готовиться к наказаниям.

А как детей наказывают? То, что очень нравится ребёнку (например, тренировки в бассейне), тем и ударим — запретим ходить в бассейн. Напрочь забывая в порыве гнева о пользе тренировок – воспитание трудолюбия, оздоровление, физическое развитие.

Вот так, совместными усилиями и развиваем комплекс неполноценности у ребёнка, занижая его самооценку. А потом задаём себе вопрос: «И в кого он у нас такой робкий, у доски отвечать — «каторга», в соревнованиях участвовать – нет желания» или «Почему ты у нас такой (такая) неуравновешенный, дёрганый, непослушный»…

Я думаю, что ни один школьный учитель не сможет никакими отметками снизить самооценку у ребёнка, если тот будет чувствовать родительскую любовь. Со всеми его недостатками: не очень хорошими отметками, не очень удачным выступлением на соревнованиях. Любовь и внимание родителей, которые не сравнивают его с другими детьми, которые доверяют  и поддерживают  его  во всём, умело направляя его мысли и энергию в нужном направлении.

clip_image001

Метки статьи: , ,

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.