Профессия — тренер по плаванию

1

С выбором профессии, я определилась ещё в третьем классе. Мечтала быть тренером по плаванию и пронесла свою мечту через все школьные годы, через все сочинения на тему «Кем я хочу стать», не меняя своих устремлений.

Конечно, главную лепту в принятие моего решения внесла мой первый тренер Пастернацкая Наталья Аркадьевна, которая оставила огромный след в моей судьбе, в моём воспитании, в становлении характера, в воспитании трудолюбия, работоспособности и формировании  жизненных принципов.


Про таких говорят «человек старой закалки», из числа советских физкультурников, до глубины души преданных спорту и делу, которым занимаются. Она, не имея высоких достижений в плавании, с техническим образованием, подготовила не одну плеяду разрядников от кандидата в мастера спорта  до мастера  спорта по плаванию, среди них чемпионы России, чемпионы Вооружённых сил СССР, призёры чемпионатов СССР.

Она так сумела увлечь нас своим делом, что мы, как оголтелые, без устали  носились на тренировки, забывая про «улицы» и пустое времяпровождение.

DSC00321

Бассейн для меня стал вторым домом, куда меня постоянно тянуло. Там были мои друзья по команде, мой любимый тренер. Сколько помню – ни разу не видела я нашу «Натальюшку» в плохом настроении, всегда аккуратная и подтянутая. Ни разу не услышала грубого слова или  оскорбления  в чей-либо адрес. Со всеми родителями была знакома, знала про нас буквально всё — кто как живёт, кто чем увлекается, у кого какие проблемы в семье и школе.

И тренировала  нас без напряга, играючи.

И доплыла я,  как-то тоже играючи, до мастера спорта СССР, без надрыва и «загона», как часто происходит, к сожалению, в данный момент у многих тренеров с их воспитанниками.

Вот так всё и сошлось. Благодаря личному примеру тренера любимое занятие переросло в любимую профессию – мой кусочек насыщенной, интересной жизни.
Иногда, проматывая «плёнку» назад, сама себе задаю вопрос: «В какой профессии могла бы ещё реализоваться?» Не получается. Нигде себя больше не вижу.
Люблю свою профессию, люблю своих детей, которых воспитываю и тренирую.
Горжусь своими воспитанниками, горжусь и тем, что у каждого из них в сердце есть частичка меня.

DSC02187

На всех своих родительских собраниях пытаюсь донести до родителей одну важную мысль, что дети, пришедшие в мою группу, научатся плавать (все без исключения) красиво, технично – это факт, но не все из них станут ЧЕМПИОНАМИ – это тоже факт. И если ребёнок талантлив для этого вида спорта, а ещё, что немаловажно, работоспособен и трудолюбив – моя задача, как тренера, помочь раскрыть этот талант. Но таких, как показывает практика, единицы — «штучный товар».

К сожалению, не все родители понимают как растут чемпионы. Многие в силу своей «оторванности» от спорта, так как сами никогда не тренировались, а многие в силу своих завышенных амбиций и нетерпеливости. Приводят ребёнка, у которого ни данных, ни желания работать, но есть желание у родителей сделать Чемпиона. И сделать это надо как можно быстрее.

DSC02898

Талантливых детей немного — на то и талант. Но есть очень много случаев, когда в спорте добиваются высоких результатов люди не талантливые, но трудолюбивые, упорные, волевые, как говорят «упёртые». Но все эти качества и многие другие как раз-то и воспитываются через долгие часы, дни и годы тренировок, через пот, через «пахоту».

Бывает и наоборот, у ребенка все данные для плавания – и рост, и вес, и ручки-ножки, и лежит на воде, и плывёт он легко и непринуждённо. Но если лень-матушка «бежит впереди него», и, через «не могу», не может он проплыть лишних двадцать метров, не может, стиснув зубы, вырвать финиш или касание у соседа по дорожке, если жалко ему самого себя, и не хочется идти на тренировку, потому что там надо плыть пять километров,  тогда этому «таланту» и хорошим данным грош цена. Не будет из него ЧЕМПИОНА.
Таких случаев тоже немало, к сожалению.

,

В связи с вышесказанным, хочу дать несколько советов для родителей, которые «горят огромным желанием» во что бы то ни стало записать ребёнка в спортивную секцию по плаванию.

Спокойно обсудите с ребёнком, чем бы он хотел заниматься. Желание должно быть обоюдным. То, что вам нравится расположение бассейна недалеко от дома, не значит, что с этим согласен и ребёнок (может его мечта и призвание футбол или шашки).

Объясните ребёнку, что вы его записываете в организованную группу, где будут учить технике плавания, где нужно будет соблюдать дисциплину и трудиться (многие дети ошибочно воспринимают бассейн за очередную «развлекаловку»). И сами помните об этом.

Соберите о будущем тренере как можно больше информации. Поговорите с родителями детей, которые уже занимаются или занимались у этого тренера. Узнайте, какие впечатления от тренировок остаются у детей.

Познакомьте вашего ребёнка с его будущим тренером. Понаблюдайте, как человек будет общаться с ребёнком и понравится ли ребёнку он сам. Обращайте внимание на вопросы, которые задаёт детский тренер вашему малышу. Важно, чтобы ребёнку понравилось первое общение с тренером, так как от этого напрямую будет зависеть дальнейшее желание заниматься плаванием.

Во многих бассейнах нет учебной ванны, и обучение детей проводится в большом бассейне, где температура воды 27,5-28 градусов. Некоторые детишки отрицательно реагируют на холодную воду, вплоть до отвращения к воде и нежелания посещать бассейн. Не надо водить насильно — измотаете нервы себе, ребёнку и тренеру. Ваше время ещё не пришло. Подрастёте, сделаете ещё одну попытку.

Если вам и вашему ребёнку удалось установить прочный контакт с вашим тренером, считайте, повезло, и вы нашли человека, который на ближайшее время станет вам и ребёнку «своим». Ведь именно детский тренер научит ваше чадо плавать, приучит его к дисциплине, научит взаимоотношениям в спортивном коллективе, умению трудиться и терпеть, будет активным участником в становлении его характера.


Метки статьи: ,

Comments (7)

  • Елена Дмитриевна

    |

    Марина Владимировна, прежде всего, спасибо Вам за ваш сайт, он приносит огромную пользу людям. У меня есть актуальный для нашей семьи вопрос по теме. Подскажите, пожалуйста, стоит ли отдавать ребенка в группу к тренеру, который не является профессионалом в области плавания? А, как оказалось, таких много. Или самое главное, чтобы человек был хороший и был контакт с ребенком? Как я поняла, ваша тренер не имела высоких достижений, но смогла вырастить замечательных спортсменов.

    Ответить на данный комментарий

    • Марина Хан

      |

      Елена Дмитриевна.Много знаю «ПРОФЕССИОНАЛОВ» для которых дети — «материал», и много есть «НЕПРОФЕССИОНАЛОВ», которые любят детей и вкладывают душу в свою работу. И как показывает практика — хороший спортсмен, с регалиями и званиями не всегда становится хорошим тренером. Ищите, прежде всего, ЧЕЛОВЕКА, который любит свою работу.

      Ответить на данный комментарий

  • Юля

    |

    Марина Владимировна, вы поменяли мое представление о тренере, как о педагоге. Раньше думала, что пусть тренер кричит, пусть переходит на личности — лишь бы был результат! Но вы бесподобны! Словом, словом! «ВОДА КАМЕНЬ ТОЧИТ!»
    А «посиделки» на скамеечки после почти каждой тренировки. И все в беседе: про 90-е годы и очередь с порядковым номером за колбасой , про летний лагерь где девочка кружку уронила, про 25 км в бассейне, после чего даже ногти болели. Все осталось в памяти, в сердце…..глубоко. Ты большой человек, талантливая, личность.
    Знаем,что сможешь. Знай, что любим и верим.

    Ответить на данный комментарий

    • Марина Хан

      |

      Юль, ты оказалась самой умной и талантливой ученицей. Наши разговоры «по душам» не прошли даром… Очень рада за тебя и твою семью. Целую.

      Ответить на данный комментарий

  • Наталья

    |

    Марина, добрый день. Я спортивный психолог, пишу сейчас учебное пособие для студентов под названием «Психология тренера». Научного материала хватает, захотелось разбавить его жизненными историями, например, как я стал тренером. Интернет выдал Ваш сайт. Прочитала чудесную историю про Вас про Вашего тренера, комментарии учеников и знакомых, тепло стало на душе, что есть такие замечательные тренеры и люди. Потом стала читать дальше, всю Вашу историю. Восхищаюсь Вами! Силой! Мудростью! Жизнестойкостью! Жизнелюбием и человеческой добротой! Буду теперь заходить к Вам регулярно.
    Марина, у меня к Вам вопрос, могу я в своём пособии озвучить Ваши ФИО, разряд и профессию, и цитировать Ваши слова про то, как Вам пришла мысль стать тренером?

    Ответить на данный комментарий

    • Марина Хан

      |

      Наталья, извините за то, что не смогла ответить сразу.
      Буду рада, если смогу быть полезной Вам в Вашей работе.

      Ответить на данный комментарий

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.